Что делать, если страховая не хочет платить?
Все чаще люди ищут ответ на вопрос: куда жаловаться на страховую компанию? Что не удивительно, ведь случаи мошенничества страховщиков заметно участились.
Задержка страховых выплат, навязывание дополнительных услуг и прочие незаконные действия должны быть пресечены.
Содержание
Суть страхования
Мировая практика страхования может похвастаться изобилием различных услуг и страховых продуктов. Существует 4 основных ветви страхования:
- Страхование жизни.
- Страхование имущества.
- Страхование ответственности.
- Страхование предпринимательских рисков.
Сущность страхования состоит в том, чтобы защитить человека, имеющего дорогие ему вещи, от риска их утраты или ущерба. Страхование будет существовать ровно столько, сколько существует риск, угрожающий жизни (страхование жизни) или имуществу человека.
В награду за готовность оказать помощь страхователю в случае страхового случая страхователь обязан платить страховщику страховую премию в размере, указанном в договоре страхования. Иначе говоря, человек, который страхует свою жизнь или имущество, платит фиксированный размер премии страховой компании, затем получает покрытие понесенных убытков.
Нарушения страховщиков
В этом состоит основная ловушка большинства страховщиков: необходимо обязательно доказать, что причинение ущерба жизни или имуществу является основанием для выплаты. Не всегда страховщики охотно идут на полные и своевременные выплаты своим клиентам, несмотря на то что это их прямая обязанность.
Дело в том, что средства, которые страхователь уплачивает как страховые премии, очень важны для страховщика. Чем больше страховой фонд, тем больший доход компания может получить, используя эти средства.
Выбирайте страховщика, располагающего большими активами (самый крупный — «Росгосстрах»). Потеря активов — одна из причин неохотной компенсации.
Какие причины могут побудить страховщика нарушить обязанности?
Вы обратились в страховую компанию по ОСАГО (к примеру), потому что произошел страховой случай, подали все необходимые документы, прошли все процедуры. Дело приближается к выплате, но страховая компания молчит или присылает ответ, что заявление еще не рассмотрено. Сроки в 1-2 недели не критичны, так как вполне возможно, что у страховой компании не хватает времени для рассмотрения случая.
В случае большой задержки компания может руководствоваться рядом причин:
- Нет денег для выплаты. Страховщик ждет, пока его финансовое положение позволит расплатиться и выплату произведет. Но бывает такое, когда страховая компания становится банкротом и просто пропадает. Тогда выплаты добиться практически невозможно: повезет, если банкрота выкупит другая компания, как «Росгосстрах» выкупил «Русский мир». Тогда выплату произведет уже она. Если вы выбрали страховую компанию по ОСАГО, то в случае ее банкротства можно рассчитывать на выплату от государства.
- Документов, которые предоставлены, оказалось мало, или их содержание не доказывает страховой случай. Следует обратиться в компетентные органы, где такие обстоятельства обязательно проверят и помогут добиться выплаты.
- Долго проводится оценка ущерба. Страховщик не несет ответственности за сроки проведения таких работ, но длиться бесконечно оценка тоже не может.
Как защитить свои интересы?
Пожаловаться на страховую компанию можно за противоправные действия или бездействие. Часто СК к полису ОСАГО навязывает приобретение дополнительных услуг: страхование жизни и пр. Это незаконно! Приобретая полис ОСАГО, вы имеете право на получение только той услуги, которая вас интересует, и не более того. В противном случае — жалуемся. Компания затягивает с выплатой? Это тоже будет основанием для жалобы.
В России существуют 2 органа, куда можно пожаловаться:
- Российский союз автостраховщиков (РСА). Принимает жалобы, связанные со страхованием транспортных средств, в основном по ОСАГО.
- Центральный банк РФ. Можно отправить жалобу по почте, а можно обратиться в приемную через интернет.
Сначала рекомендуется обратиться в саму СК, возможно, получится решить вопрос непосредственно там. Стоит обратить внимание на государственные гарантии страховщиков, образующих систему страхования РФ («Росгосстрах», «Ресо-гарантия»).
Порядок подачи жалобы
- Обратитесь в отдел урегулирования споров, который имеется практически в каждой страховой компании. Свою жалобу можно отправить через интернет либо обратиться в личном порядке. Крупные компании, как правило, дорожат своим именем и реагируют («АльфаСтрахование», «Росгосстрах»)
- Если не помогло, то необходимо подготовить заявление и досудебную претензию. Эти документы нужно отправить в отдел урегулирования убытков страховой компании. Все копии также отправляете в ЦБ РФ или РСА, в зависимости от вида страхования. По закону в течение 30 дней с момента регистрации документы будут рассмотрены. Как правило, после таких манипуляций страховщик реагирует, и жаловаться больше не приходится.
- Если не помогло, тогда прямая дорога в суд. Точно зафиксируйте все факты нарушения. В случае выигранного дела страховая компания оплатит все расходы, связанные с судебным процессом.
Проконсультируйтесь у друзей или знакомых, какого страховщика лучше выбрать. Обычно страховщики, имя которых на слуху, дорожат своими клиентами. Наиболее популярные страховщики: «Росгосстрах», «АльфаСтрахование «, «Ресо-гарантия».
Крупнейшими страховыми резервами, капиталом и активами обладает «Росгосстрах». На рынке компания работает 25 лет, за это время завоевала доверие большого количества клиентов. Кроме того, «Росгосстрах» относится к системообразующим компаниям России.
В любом случае, подбор страховщика — дело индивидуальное. Не обязательно идти к тому, который на слуху, как «Росгосстрах».
Выбирайте страховщика, который внушает доверие, разъясняет все тонкости страхования и оперативно выполняет свои обязательства.