Как самому сделать смотровую яму?
Правильно обустроенная смотровая яма в гараже своими руками — отличный помощник владельца автомобиля. Она позволяет делать мелкий ремонт и профилактику машины, провести ее диагностику. Яму можно считать главным достоинством гаража. При строительстве последнего многие начинают с ямы (изображение № 1).
Для чего нужна смотровая яма?
Многие владельцы гаражей подтвердят то, что яма требуется для проведения следующих операций:
- осмотра днища машины и его защиты;
- проверки состояния ходовой части;
- осмотра глушителя и его подтяжки;
- снятия и установки коробки передач;
- осмотра поддона картера;
- осмотра и ремонта выхлопной трубы.
Некоторые автолюбители могут совершать с помощью ямы сложные операции на своем автомобиле. Гараж у них превращается в самую настоящую небольшую станцию технического обслуживания (СТО). Даже без выполнения ремонта после кочек и выбоин на наших дорогах хочется осмотреть днище машины.
Благодаря яме можно самостоятельно сменить масло, тогда как в мастерской эта процедура дорого стоит.
В достаточно просторной яме можно хранить запасные части и наборы для ремонта. Не все гаражи имеют свободные площади для этой цели.
Но у всего есть свои минусы. Имеются они и у смотровой ямы. Это грунтовые воды. Если они расположены близко, образуется конденсат на днище автомобиля, который, в свою очередь, вызывает коробление и ржавчину деталей машины. Поэтому яма требует хорошей гидроизоляции.
Сооружение смотровой ямы
Обустройство смотровой ямы начинается с ее планирования.
Для этого необходимо:
- разметить контуры канавы;
- вырыть ее;
- выложить стенки;
- произвести отделку;
- провести коммуникации.
Сложного ничего нет, но каждая операция должна быть выполнена грамотно, с соблюдением некоторых тонкостей. Для начала нужно узнать, на каком уровне залегают на данном участке грунтовые воды.
Желательно, чтобы он был не менее 2,5 м. Определить это можно, пробурив скважину. Если рядом есть соседи с гаражами и ямами, можно спросить у них. При достаточных размерах гаража смотровую яму можно сделать с входом в нее сбоку. В плане получится буква Г (изображение № 2). Такое расположение входа позволяет сделать саму яму короче.
Когда делается яма в гараже своими руками, размеры нужно делать такие, чтобы было удобно располагаться в ней и не доставлять неудобств движению автомобиля (изображение № 3). Ширина ее обычно равна 70-80 см. Длину, как правило, делают на 1-2 м длиннее кузова автомобиля. Но это не всегда возможно.
В любом случае длина должна быть не менее 2 м. Глубина равна высоте человека плюс 15-20 см. Этого достаточно, чтобы не биться головой о днище машины. Настил из досок на пол сооружения сделать никогда не поздно. Для грузового транспорта ширина делается на 30 см меньше колеи колес.
При разметке нужно учитывать выбор стройматериалов. Если это кирпич, то ширину траншеи нужно увеличить на 12-15 см с каждой стороны. Если будет использоваться бетон, размеры канавы увеличатся на 20 см с каждой стороны. Роется котлован вручную. Его стенки при рытье следует выравнивать очень тщательно. Это поможет выполнить последующие работы.
Не стоит экономить на материалах при выполнении гидроизоляции. Вместо привычного полиэтилена лучше использовать полимерные мембраны. Они имеют гораздо больший срок службы. Можно использовать и материалы из битума.
Пол перед заливкой нужно уплотнить гравием. Слой последнего насыпается, смачивается водой и трамбуется. Затем на пол и на стенки накладывается арматура из стальной сетки. Сооружается опалубка из листового материала и все заливается бетоном.
Цементную смесь можно заказать, но дешевле замесить раствор самостоятельно. На кубометр готового бетона нужно взять 300 кг цемента марки М400, добавить 680 кг песка, 1210 кг щебня. В эту смесь заливается 210 л воды. Если придется добавлять воду для достижения подвижности раствора, то нужно всыпать и цемент в количестве 10-15 кг.
На пол достаточно слоя в 5-7 см, на стены — 15-20 см. Стены следует бетонировать послойно, ярусами по 30-40 см. Каждый ярус должен схватиться в течение 3 суток. Опалубку лучше сделать из листов ОСП, имеющих толщину 10-12 мм. После снятия опалубки они могут пригодиться для изготовления полок и стеллажей. Можно стенки обложить кирпичом. Кладется он на цементно-песчаный раствор в пропорции 1:4 (на 1 часть цемента берется 4 части песка).
Для более прочного состава берут 3 части песка на 1 часть цемента. Нужно учесть расположение ниш для инструмента и светильников. Можно дополнительно утеплить яму плитами полистирола. Его крепят специальным клеем. Он значительно уменьшает количество конденсата на стенках сооружения и на днище автомобиля.
Такие провода нужно протягивать в стальных гофрорукавах. Розетки и выключатели нужно ставить влагозащищенные. В настоящее время есть много альтернативных источников света. Можно использовать люминесцентные и светодиодные лампы.
Края готовой ямы хорошо обложить уголком из дерева или металла. Он будет выполнять функции ребер жесткости и упора для автомобильных колес. Последний поможет машине не провалиться при неосторожном маневрировании (изображение № 4).
Остается только сделать крышку из досок. Она защитит людей в гараже от падения вниз.
Заключение по теме
Чтобы обзавестись смотровой ямой, желательно строить ее в самом начале возведения гаража.
Но можно соорудить яму и в готовом помещении. Для этого потребуется 3-4 выходных дня поработать на строительстве. Возникнет проблема вывоза земли. Можно вооружиться для этого садовой тачкой. Часть вынутого грунта уйдет обратно на подсыпку. Остальное нужно вывозить.
Стенки ямы можно утеплить синтетическим материалом марки ПСБ-С-25. На пол обычно кладется полистирол ПСБ-С-35. Толщина его равна 50 мм. Поверх можно уложить керамическую плитку.