Неоконченное высшее образование — это достижение или клеймо?
Принято считать, что неоконченное высшее образование — это то, чего стоит стыдиться. Однако сегодня известие о том, что кто-то бросил институт, кажется чем-то совершенно обыденным, а в некоторых кругах даже вызывает восхищение и скрытую зависть.
Вот, хватило же смелости, взял и оставил надоевший ВУЗ, невзирая на мольбы родителей, угрозу похода в армию и установившееся в обществе мнение о том, что диплом о высшем образовании — необходимый атрибут любого уважающего себя взрослого человека, подтверждающий высокий уровень его профессионализма и принадлежность к современному социуму.
Напомню, что в нашей стране с 2010 года (после введения Федеральных государственных образовательных стандартов) тому, кто окончил как минимум 4-годичную программу любого аккредитованного высшего учебного заведения, присваивается квалификация «бакалавр».
Существует степень на порядок выше — «специалист», ее получает студент, окончивший пятилетнюю образовательную программу.
Однако в соответствии с Законом РФ от 1 марта 2012 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», бакалавр, наравне со специалистом, получает диплом о высшем образовании с указанием квалификации, соответствующей продолжительности обучения.
«Бакалавр» — награда для студента за четырехлетний труд, успешно сданные сессии и прохождение таких стрессовых барьеров, как госэкзамены и защита диплома. Тем, кто преодолел половину этого пути, решив прервать обучение после второго курса, выдается справка о неполном высшем образовании.
Студент, не окончивший второго курса, получает так называемую академическую справку. Однако этих документов, как правило, недостаточно, для того чтобы считаться высококвалифицированным специалистом в выбранной для изучения области.
Содержание
Причины и следствия
Давайте разберемся, что же побуждает студента оставить учебу и какие перспективы открываются перед человеком с незаконченным высшим образованием?
Стоит начать с того, что 17-летний подросток, только что окончивший школу, как правило, испытывает трудности с выбором профессии, находится под влиянием родителей, и окончательное и бесповоротное определение будущей специальности для него — слишком большая ответственность.
В итоге выбор делается исходя из соображений удобства, выгоды, востребованности профессии на рынке, а в больших городах люди зачастую ориентируются на удаленность ВУЗа от дома. Личные интересы и наклонности выпускника при этом учитываются по минимуму.
Да и ему самому зачастую просто страшно оторваться от общей массы молодых людей, свернуть с проторенного маршрута «школа — институт — работа», чтобы взять тайм-аут и задуматься, чем же он по-настоящему хочет заниматься в жизни.
Помимо неправильно сделанного выбора, люди, имеющие незаконченное высшее образование, также приводят следующие факторы в качестве причин, по которым они приняли решение оставить учебу:
- невозможность сочетать обучение с работой;
- неприменимость получаемых знаний, теоретический, а не прикладной характер образования;
- чрезмерная академическая нагрузка, слишком высокие стандарты успеваемости;
- в случае обучения на коммерческом отделении — повышение платы за обучение.
Однако какими бы побуждениями ни руководствовались «недоучки», итог всегда один — отсутствие диплома, прочерк в графе «высшее образование» в резюме и, как следствие, сложности с поиском интересной и высокооплачиваемой работы.
По крайней мере, так нам кажется на первый взгляд. Но так ли это на самом деле? Наверняка среди ваших знакомых есть те, кто работает не по специальности: химики-переводчики, юристы-парикмахеры, инженеры-журналисты, фельдшеры-бухгалтеры. А уж среди банковских работников и владельцев частного бизнеса так и вовсе встречаются представители практически всех известных профессий.
За и против
Можно ли сделать вывод, что правило «кто на что учился» не совсем применимо в современном обществе? Ведь многие люди строят весьма успешную карьеру в сфере, подчас прямо противоположной той, на что они потратили несколько лет в ВУЗе.
Однозначного ответа, скорее всего, не существует. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор: некоторым банально лень учится, а кто-то не способен концентрироваться и «высиживать» полтора часа, получая и обрабатывая новую информацию.
По их мнению, в гонке за престижными должностями бакалавр и специалист однозначно обходят «самородков» с незаконченным высшим образованием.
Так или иначе, диплом — это достижение.
Это задокументированное свидетельство вашей работоспособности, ответственности, надежности, а также умения усваивать и применять полученную информацию.
Однако, как показывает практика, работодатели продолжают отдавать предпочтение обладателям дипломов и указывать его наличие в требованиях к кандидату, государство не устает подчеркивать важность подготовки квалифицированных кадров, а представители общественных палат и организаций в один голос утверждают, что за дипломированными специалистами будущее.
Бакалавр — это звучит гордо!